Реализм

Слово "реализм" гораздо шире понятий "направление" и "стиль". Это художественное движение, система и эстетический метод творчества. Обращение к современности во всех ее проявлениях с опорой на точность стало основным требованием реализма. Искусство реализма заговорило четким, ясным языком (realis по-латыни - "вещественный, действительный"). Именно этот язык пришел на смену зыбкому и смутному языку романтиков.

Правда, в широком смысле реализм как основная тенденция и эстетический стержень художественной культуры человечества существовал и продолжает существовать в музыке (от Мусоргского до Дунаевского), живописи (от Микеланджело до Репина) и литературе (от Гомера и Шекспира до Чехова и Толстого) с глубой древности. Если произведение искусства лишено условности и отвлеченности. аллегорий и пародирования, а ясно и без намеков раскрывает действительность - это реализм.

В реалистическом искусстве были развиты многие существенно новые средства художественного отражения действительности. Художники-реалисты сознавали и изображали в своих произведениях зависимость человеческих судеб, нравов и психологии от конкретных исторических условий, от общественной среды, они стремились возможно глубже проникать во внутренний мир мыслей и чувств, познавать непоследовательные, противоречивые особенности человеческих характеров, часто отображая не только постоянные, сложившиеся качества, но и развитие, становление характеров.

Реализм в отличие от романтизма стремился к отражению объективного реального мира. В противоположность же классицизму он не исходил из заранее установленных представлений об этом мире. Основой реалистического искусства стали непосредственные, живые и непредвзятые восприятия и правдивое отражение реальной действительности. Они обычно были неотделимы от стремлений проследить и раскрыть заключенные в этой действительности глубинные силы, скрытые от простейшего поверхностного наблюдения, но управляющие событиями и связью явлений.

"Покорение Сибири Ермаком" - Суриков

Великие художники-реалисты XIX в. с беспощадной правдивостью изображали язвы и пороки буржуазного общественного строя и буржуазной морали, хотя часто испытывали затруднения в утверждении положительного общественного идеала, нередко ошибались в определении путей его достижения.

Таким образом, основными завоеваниями творческого опыта литературы и искусства XIX столетия явились прежде всего широта, глубина и правдивость общественной панорамы, принцип историзма, новая методика художественного обобщения (создание типических и вместе с тем индивидуализированных образов), глубина психологического анализа, раскрытие внутренних противоречий в психологии и взаимоотношениях людей.

Hosted by uCoz