Импрессионизм

Принято считать, что это известнейшее течение живописи родилось и развивалось главным образом во французской живописи. Учитывая смысл слова (франц. impression - "впечатление"), понятны характерные признаки импрессионизма: стремление передать средствами искусства мимолетные впечатления, пристальное внимание к красоте и неповторимости преходящего мгновения, богатство красок, психологические нюансы, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира.

Почти в любом музее мира вы обязательно найдете полотна импрессионистов: Клода Моне, Эдуарда Мане, Камиля Писсаро, Эдварда Дега, Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Эдварда Мунка, Поля Сезана и многих других. В русской живописи импрессионизм свойственен начальному периоду творчества многих художников. Напрмер, выдающимися произведениями в этом стиле были картины В.Серова (например, "Девочка с персиками", 1887 г.)

Интересно, что импрессионизм, вызывая и без того сильные ощущения и играя на накале эмоций, вплотную подходит к экспрессионизму. Поэтому постимпрессиониста Ван Гога считают и отцом экспрессионизма. То же можно сказать и о скульпторе Огюсте Родене, в пластической форме передавшему неуловимые движения души.

Родившись, как обычно, из отрицания (импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма), этот стиль внес серьезную лепту в искусство. Художники добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видид в конкретный момент.

В общем-то, главный принцип импрессионизма - не отражение действительности "как она есть", а попытки увидеть и исследовать собственные мимолетные и чувственные впечатления. Более того, импрессионисты сомневались в возможности увидеть и изобразить что-либо, кроме собственных ощущений. Поэтому, не старайтесь увидеть на картинах импрессионистов что-либо знакомое, просто прислушивайтесь к своим ощущениям: тогда, возможно, возникнет резонанс понимания.

Еще одним важным признаком этого направления (кроме цвета) является воздух как среда. Он главный герой работ импрессионистов. Если края предметов и тел на полотне срезаны или растворены в воздухе, если они написаны чистыми, а не смешанными красками, если изображено случайное, а не типичное, если крупные мазки-пятна будто бы гранят плотный воздух, тяжелую, как ртуть воду и вырезанные из почвы фрукты, если в некоторых картинах повторяется один и тот же объект - перед вами импрессионизм. Например, Моне писал серии стогов и тополей, причем, рассказывают, для завершения серии ему пришлось платить, чтобы тополя не срубили.

Подробнее о творчестве Клода Моне.

Hosted by uCoz