Символизм

К концу XIX века в среде художников сформировалось мнение, что реализм с его критически-натуральным отображением действительности не может воссоздать мысли и состояние души, что живопись должна не просто фиксировать предметы видимого мира, а также передавать ощущения сверхъестественного и потустороннего. Так появился символизм.

Многие полотна, относящиеся к символизму, передают сюжеты с религиозным и мифологическим подтекстом или обращаются к темам смерти и греха. Родоначальниками символизма во Франции считают поэтов Шарля Бодлера и Поля Верлена. В России это течение представляли: в поэзии - Александр Блок, в живописи - Михаил Врубель, в музыке - Александр Скрябин.

Новую образность обрел символизм в немецком искусстве - прежде всего в живописи А.Беклина. Наяд, фавнов и кентавров он изображал предельно реалистично, вне классических сюжетов. Более прямолинейным и натуралистично пугающим было искусство живописи Ф. фон Штука.

В русской живописи символисты заявили о себе с 1904 г., когда в Саратове состоялась выставка по названием "Алая Роза". В ней принимали участие В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, М.А. Врубель, Н.Н. Сапунов и многие другие. Борисов-Мусатов тяготел к музыкальности прозрачных и совершенно неопределенных еще импрессионистских аккордов. На его картинах "Гобелен" и "Водоем" позы и жесты лишены какого-либо определенного смысла. В яркую солнечную сказку превращается Восток на картинах М.С. Сарьяна. Эмоциональное напряжение контрастных тонов приближает его к экспрессинизму ("Зной", "Бегущая собака"). В то же время декоративность его работ сближает его творческую манеру с фовизмом. Многозначительность декорации сочетается с изяществом и многоцветием на картинах Н. Сапунова. Символичен неожиданный эффект грусти, которая таится в забавных грубоватых фигурках С.Ю. Судейкина: дама с лютней оказывается на дереве, рядом балериной танцует собака. Похожие эффекты использует и Н.П. Крымов: смешные уменьшенные домики и игрушечные деревья наполнены страшноватой мощью.

В живописи Врубеля ощущается созидательная направленность символизма, вечное присутствие высшего духовного начала, непостижимого разумом. Его символизм в своей изысканной печальной красивости переходит в модерн.

Другие художники, которых коснулся символизм, - это француз Поль Гоген, англичанин Берн Джонс, австриец Климт. Символизм начал угасать в начале XX века, когда ему на смену приходит сюрреализм.

Hosted by uCoz